ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО «ТРАМВАЯ 302-БИС» И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОТОКОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕСЯТИЛЕТНЕГО ОПЫТА «БУЛГАКОВСКОГО ДОМА»

И. Я. Горпенко-Мягкова


Тридцатилетний Михаил Булгаков появился в Москве в конце сентября 1921 года. Первое место прописки – Большая Садовая, дом 10, квартира 50 (с октября 1921 года, по распоряжению Н. К. Крупской). Трамвай на Садовой известен с конца 1890-х годов. С апреля 1922 года Булгаков служил обработчиком писем, а затем фельетонистом в газете «Гудок» (знаменитый Дом Труда на Москворецкой набережной, где располагались редакции разных газет), куда добирался пешком или на трамвае. В это же время Булгаков начал сотрудничать с берлинским изданием газеты «Накануне», расположенной в здании № 10 по Большому Гнездниковскому переулку, где будут опубликованы его очерки «Москва краснокаменная», «Столица в блокноте», «Сорок сороков», в которых упомянут московский трамвай. Наиболее яркое его художественное воплощение появится в фельетоне «Площадь на колесах» и в первой московской повести «Дьяволиада». И если в фельетоне – юмористическое изображение проживания в трамвае, то в повести –трагикомический слепок судьбы делопроизводителя Варфоломея Короткова, у которого в трамвае украли документы…


К августу 1927 года, сменив места жительства на Малой Никитской, в Малом Лёвшинском переулке и в Чистом переулке (где 7 мая 1926 года был обыск и изъятие дневников и «Собачьего сердца»), Булгаков со своей второй женой Любовью Евгеньевной поселяется по адресу: Большая Пироговская, 35а, квартира 6. Этот адрес известен как место написания фрагмента «Мания фурибунда» (первый вариант «Мастера и Маргариты»). Именно сюда звонил И. В. Сталин в Страстную пятницу 18 апреля 1930 года. Здесь произойдет расставание Булгакова со второй женой и соединение его жизни с Еленой Сергеевной. Это место будет чрезвычайно нелюбимо еще и потому, что по Большой Пироговской весь день ездили трамваи – с 5 утра до полуночи, а окна квартиры выходили на улицу, что постоянно раздражало писателя…
Но вот последний московский адрес, связанный с именем Булгакова, кажется, должен был порадовать писателя: Нащокинский переулок (в советское время улица Фурманова, 3/5), квартира 44. Это был дом-надстройка, с удивительной слышимостью, с молью, летающей по квартире. Писательский дом… Здесь завершится жизнь Булгакова и начнется бессмертие…


2 мая (14 мая по новому стилю) 1892 года пущен первый электрический трамвай в Киеве (Михаилу Булгакову 3 мая 1892 года исполнился 1 год).
В Москве 6 апреля 1899 года состоялось открытие трамвайного сообщения. В 1918 году протяженность трамвайных путей в городе составляла 323 километра.
К 1923 году трамвайные билеты стоили очень дешево. Развитию трамвая способствовали его доступность и отсутствие конкуренции с другими видами транспорта. Движение немногочисленных автобусов началось в 1924 году, троллейбусы появились лишь в 1933 году, метро – в 1935-м. Такси в 1924 году было не более ста машин на весь город, да и мало кто мог себе позволить такую роскошь.
Апогей развития трамвайной сети в Москве – начало 1930-х годов, когда движение охватывало оба кольца (Бульварное и Садовое) и все соединяющие их улицы, прокладывались также линии и на окраины. В 1934 году, когда трамвай являлся доминирующим видом транспорта, был достигнут максимум перевозок пассажиров (в среднем трамваем тогда пользовались 2,6 миллиона человек в день при населении города около 4 миллионов).
Коренной москвич Юрий Федосюк, автор мемуаров о Москве 1920–1930-х годов «Утро красит нежным цветом…», безотносительно булгаковского романа вспоминает, как летом 1932 года, будучи еще мальчишкой, специально проследовал по трамвайному маршруту «А»: «..хотя “Аннушка”, отъехавшая от нашей остановки, минут через 40 возвращалась на то же место, мне хотелось проверить кольцеобразность ее линии самолично, а не с помощью трамвая, Бог весть как там проложенного, для чего лучше всего было пройти весь его маршрут пешком». Согласно описанию, ни по Ермолаевскому, ни по Малой Бронной «Аннушка» не проходила. То есть по названным улицам не было трамвайного движения.
Но московский булгаковед Борис Мягков в качестве важного аргумента наличия трамвайного движения приводит практическое доказательство. Оказывается, в 1980-х годах методом биолокации удалось установить наличие «рельсовых маршрутов», бывших в районе Патриарших прудов. Метод биолокации применяется в различных областях науки и техники, когда надо обнаружить объект, скрытый под слоем земли или грунта: источники воды, залежи минералов и т. п. В результате таких поисков на данной местности якобы были найдены под асфальтом рельсы той самой таинственной трамвайной линии: «Рельсы поворачивали на Малую Бронную… и шли по ней вдоль ограды Патриарших прудов… и далее до Тверского бульвара. <…> …был обнаружен и разрыв в ограде, где находился раньше турникет. При этом ясно обозначился участок, где трамвай мог “взвыть и наддать”, и с точностью до метра определилось место гибели злосчастного булгаковского героя».
Крайнюю степень дотошности проявил и другой исследователь творчества писателя Леонид Паршин: «Много дней я провел в “Ленинке”, изучая транспортные схемы и маршрутные справочники тех лет. Трамвая не было. В фототеке Музея архитектуры Москвы удалось найти довоенные снимки Патриаршего пруда и Малой Бронной. Трамвая не было… Последняя надежда (мне ведь и самому хочется, чтобы трамвай был) – архив транспортного ведомства. 13 мая 1981 года я получил ответ: “Управление организации пассажирских перевозок рассмотрело Ваше письмо с просьбой сообщить о работе трамвая в двадцатые годы по ул. Жолтовского, М. Бронной и ул. Адама Мицкевича. Сообщаем, что согласно имеющимся архивным документам и схемам линий городских железных дорог движение трамваев по интересующим Вас улицам организовано не было. Начальник управления И. М. Комов”.Занимавшийся моим запросом К. М. Бартоломе проявил максимум добросовестности. Он проверил и грузовые, и вспомогательные линии, и даже нашел и расспросил старых работников Управления. Трамвая не было. Правда, трамвайная линия проходила совсем рядом, по Садовой, мимо дома Булгакова».
Исследователь С. Пирковский сообщает: «В тот год (1936) убрали рельсы и с 1-й Тверской-Ямской, а с самой Тверской – в августе 1939 года. Поэтому в 1936 году уже не мог подлететь этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную». То есть Булгаков сообщил о «новопроложенной» линии тогда, когда и прежние-то убрали!
Если читатель заметил, то изложенные версии преимущественно отрицают существование трамвайного движения на Патриарших прудах до 1929 года. Хотя некоторые исследователи предполагают, что линия была проложена в конце 1929 года или в начале 1930-х годов. Эти предположения вообще нас не должны интересовать, поскольку сцена с гибелью Берлиоза под трамвайными колесами появляется еще в черновиках 1928–1929 годов. Так что, если бы после этого на Патриарших и появился трамвай (чего в действительности не было), такое событие можно было бы рассматривать лишь как забавный курьез и любопытное совпадение.
«Долгий нарастающий звук возник в воздухе, и тотчас из-за угла дома с Садовой на Бронную вылетел вагон трамвая. Он летел и качался, как пьяный, вертел задом и приседал, стекла в нем дребезжали, а над дугой хлестали зеленые молнии».
Вот что пишет Г. В. Андреевский в своем исследовании «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху»: «Трамваи, особенно на отдельных участках пути, раскачивались, как лодки в неспокойном море. Пассажиры садились друг к другу на колени, падали. Виной этому было плохое состояние путей».
Но для нас в этом отрывке интереснее другое – «зеленые молнии»! Что за странный у них цвет? В реальности зеленого цвета у искр, возникающих от соприкосновения трамвайных дуг с проводами, быть не может ни при каких обстоятельствах. Желтые, красные, синие – но уж никак не зеленые! И почему позднее Булгаков заменил эти странные молнии на «брызжущий» красный и белый свет? Свеча зеленого воска появляется в руках Иванушки потому, что события романа происходят перед Пасхой. Зеленый цвет в христианстве – цвет надежды. Во время служб Великой пятницы (на Страстной неделе), когда христиане вспоминают крестную смерть Христа, в церкви часто используют свечи зеленого воска. Их держат кающиеся, которые надеются на прощение грехов. И неслучайно молнии от дуг злобного трамвая тоже зеленые. Этим цветом еще раз подчеркивается ритуальная символика принесения в жертву атеистического «козла отпущения» – Берлиоза – за безверие. Возможно, зеленый «страстной» свет как бы подчеркивает мистическую, потустороннюю природу трамвая, который неожиданно вылетел из-за угла для охоты за своей жертвой.
Предположим, что трамвай на Патриарших при Булгакове не ходил, что он – одна из фантазий «мистического писателя» (как называл себя сам Михаил Афанасьевич), что трамвай вызван на Патриарших нечистой силой для принесения Берлиоза в жертву. Но это никоим образом не объясняет, почему для обезглавливания Берлиоза писатель выбрал именно трамвай, а не какой-либо другой вид транспорта (не говоря уже об ином способе казни) …
В начале 1924 года по Москве ходили трамваи 13 маршрутов, в 1928 году их было уже 38, в конце 1930-го – 49. Причем постоянно увеличивалось и количество вагонов. В 1925 году – 740, в 1927-м – около тысячи, в 1933-м – две с половиной тысячи. Пассажиров они перевозили все больше и больше: в 1927 году – 1,5 миллиона, а в 1933-м – 6 миллионов в день.
Трамваи не только калечили отдельных людей. Не были застрахованы от несчастных случаев и пассажиры, которые находились внутри вагона и не нарушали никаких правил движения. Так, летом 1922 года в Москве произошли две катастрофы с человеческими жертвами. Первая – в Охотном Ряду. У трамвая, идущего со стороны Лубянки, забарахлили тормоза. В результате – трагедия: трамвай с неисправными тормозами врезался на полном ходу в другой, стоявший у «Метрополя». Вторая катастрофа произошла на Васильевском спуске. В марте 1929 года уснул при управлении трамваем вагоновожатый Иванов. Набравший скорость вагон врезался на Воздвиженке в другой трамвай.
Больницы тех лет были переполнены трамвайными жертвами, ампутации ног не считались редкостью. Разумеется, подобные трагедии были известны Булгакову.Для безопасности у трамвайных вагонов впереди были буфера, которые предназначались для предупреждения несчастных случаев. В последней редакции «Мастера и Маргариты» Булгаков учел эту особенность головного трамвайного вагона. В рукописи 1932–1936 годов «Великий Канцлер» трагедия на Патриарших описывается следующим образом: «…После удара трясущейся женской рукой по ручке электрического тормоза… вагон сел носом в землю, в нем рухнули все стекла. Через миг из-под колеса выкатилась окровавленная голова, а затем выбросило кисть руки».
Угроза трамваев по всей Москве, их стремительное «размножение», таящаяся в них опасность для человека, гнетуще действовали на Михаила Афанасьевича. Уже в самом существовании «железных хищников», ежедневно перемалывающих беззащитных горожан, было что-то мистическое, фантастическое, ужасное.
Такое восприятие сформировалось не сразу. В фельетонах и очерках Булгакова поначалу трамвай рассматривается как обычный вид транспорта. Враждебное отношение к нему начинает складываться у писателя после переезда в отдельную квартиру на Большую Пироговскую, № 35а. С. Пирковский замечает: «В непосредственной близости от квартиры пролегали рельсы соседнего трамвайного парка. Дважды в день: рано утром и после полуночи – вереницы трамваев проезжали мимо, сотрясая стены дома. Так московский трамвай стал, можно сказать, личным врагом Булгакова».
Любопытен и еще один факт. 21 июля 1918 года сорвался с подножки переполненного трамвайного вагона и погиб под колесами знаменитый русский артист Мамонт (по святцам Мамант) Викторович Неелов, известный под псевдонимом Дальский, учитель Шаляпина. А. Н. Толстой отразил этот трагический случай в романе «Хождение по мукам». Сын погибшего, Юрий Неелов, в декабре того же 1918 года стал первым мужем Елены Сергеевны, второй жены Михаила Афанасьевича Булгакова. Трудно сказать определенно, сыграла ли гибель Мамонта Дальского роль в описании жертвоприношения Берлиоза. По крайней мере не исключено, что Михаил Афанасьевич, познакомившийся с Еленой Сергеевной 28 февраля 1929 года, а с октября 1932 года ставший ее третьим мужем, узнал об этом факте.
В черновых вариантах глав «романа о дьяволе» к звуковым определениям трамвайного шума добавляются явно негативные эмоциональные эпитеты: «Город дышал тяжело, стены отдавали накопленный за день жар, трамваи на бульваре визжали омерзительно, электричество горело плохо». В другом месте – «скрежетали омерзительно». А вот цитата из письма П. С. Попову от 25 января 1932 года о трамваях: «Сейчас шестой час утра, и вот, они уже воют, из парка расходятся. Содрогается мое проклятое жилье».
Неприятие трамваев как злобных железных монстров, уничтожающих людей, проявилось также в пьесе Булгакова «Адам и Ева». Описывая мертвый город, писатель отмечает: «В магазине стоит трамвай, вошедший в магазин. Мертвая вагоновожатая». Ева рассказывает о том, что после гибели людей в Ленинграде «трамваи еще час ходили, давили друг друга, и автомобили с мертвыми шоферами».
Теперь не может быть никаких сомнений: появление трамвая на Патриарших – явная мистика. Неслучайно в ранней редакции на подножке оказывается сам Понтий Пилат. Вообще вся сцена представляет собой дикую фантасмагорию, бешеную смену фантастических картин, ничего общего с реальностью не имеющих. Совершенно очевидно, что это дьявол путает Иванушку. Что, собственно, и становится ясным в финале сцены:
«На углу Ермолаевского неожиданно вспыхнул фонарь и залил улицу, и в свете его Иванушка увидел уходящего Воланда.
– Стой! – прокричал Иванушка и одним взмахом перебросился через ограду и кинулся догонять.
Весьма отчетливо он видел, как Воланд повернулся показал ему фигу».
Михаил Булгаков появился в Москве в 1921 году, сразу после смерти двух замечательных поэтов Серебряного века – Александра Блока и Николая Гумилева. Оба ушли из жизни в августе, и это страшное совпадение потрясло всю мыслящую Россию. Блок и Гумилев всегда соперничали друг с другом, в противостоянии этих фигур было воплощено противостояние двух поэтических течений, а, по сути, мировоззрений – символизма и акмеизма. Незадолго до трагического августа собратья по цеху отдали предпочтение в этом противоборстве Николаю Гумилеву. Но двойная смерть великих поэтов погасила пламя жарких споров.
Однако между уходом из жизни Блока и Гумилева была большая разница. Умерли оба, словно продолжая свои поэтические традиции. Александр Блок угас тихо и скорбно, Николая Гумилева расстреляли чекисты за участие в мифическом «контрреволюционном» заговоре профессора Владимира Таганцева. Сама жизнь Булгакова сочетала в себе жестокую реальность голодного быта в коммунальной квартире и образы фантастической романтики.
III
В 2009 году прошло пять лет существования московского культурно-просветительского центра музея-театра «Булгаковский дом». К этому времени накопился опыт общения с посетителями, писателями и художниками. Вот тогда и созрела мысль о создании уникального «Трамвая 302-бис», с помощью которого будут возможны московские виртуальные экскурсии.
Итак, познакомившись с жизнью Булгакова в Москве и московскими Патриаршими прудами, музей-театр «Булгаковский дом» приступает к созданию необычного транспортного средства, с помощью которого посетители смогли бы расширить свое восприятие творчества писателя.
Так родился «ТРАМВАЙ 302-БИС» и начал свой маршрут в июле 2009 года.
«Трамвай 302-бис» – это стилизованный автобус. Трамвай функционирует круглогодично, все желающие могут прокатиться с четверга по воскресенье: за один рабочий день трамвайчик может сделать от трех до шести рейсов, а то и больше в период высокой нагрузки.
Трамвай – это не просто средство передвижения, это дополнительное пространство музея, благодаря которому люди посещают ближайшие окрестности под полноценный рассказ гида, и при этом не устают, так как им не нужно проходить большое расстояние.
Сам трамвай выполнен полностью в стилистике музея – красный снаружи, с золотыми надписями из лепнины и настоящими трамвайными «рогами». Когда трамвайчик тронется – вы услышите характерный звонок. Внутри экскурсантов ждут комфортные кресла, декорированные стены и потолок, а также электронная фотоэкспозиция на большом экране. Благодаря рассказу гида, который сопровождает группу на протяжении всей поездки, путешествие будет насыщенным и интересным.
Важную роль трамвайчик играет в период различных массовых мероприятий, благодаря его наличию мы существенно можем разгрузить поток посетителей в музее. Так, часть гостей едет кататься на трамвае и затем через черный ход может попасть в музей, не помешав другим, параллельно идущим группам. Например, такая схема применяется во время проведения акции «Ночь музеев», когда количество посетителей достигает 4000 человек, а залы музея могут одновременно вместить только 75 человек. Трамвайчик дает дополнительную возможность сократить очередь на 50 человек (25 из них уезжают, а 25 прибывших отправляются в театр, где продолжается экскурсия).
В общепризнанные праздничные дни, такие как Новый год, День города, Восьмое марта и другие, когда наблюдается большой поток посетителей и проводить параллельно по музею больше двух экскурсий нет возможности, на помощь приходит «Трамвай 302-бис», который запускается на весь праздничный период и делает от четырех рейсов в день.
Так, например, в период новогодних праздников со 2 по 8 января трамвай осуществляет 28 дополнительных маршрутов и перевозит 672 пассажира, в Ночь музеев делает не менее семи поездок и перевозит от 168 человек.
При наличии небольших музейных помещений трамвайчик дает возможность увеличить посещаемость и усовершенствовать логистику, когда залы не могут вместить желаемое количество посетителей. Количественные показатели работы «Трамвая 302-бис» отражены в таблице 1.


Таблица 1

Количественные показатели работы «Трамвая 302-бис»

Трамвайчик выступает не только как транспорт для регулярных экскурсий, это еще и передвижной лекторий, в котором проводятся лекции для маломобильных граждан и пенсионеров, это и поющий трамвай, в котором в праздничные дни проходят небольшие концерты. При наличии возможностей и креативного подхода трамвайчик может перевоплощаться под любые цели, а гости всегда чувствуют восторг от необычного формата экскурсии.
Основные экскурсии на «Трамвае 302-бис»:
Обзорная экскурсия «Булгаков и его эпоха» продолжается 1 час 20 минут, половину времени занимает поездка на трамвае, другая половина – экскурсия по музею. Группа также посещает ближайшие окрестности, которые неразрывно связаны с жизнью и творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, например, Патриаршие пруды, Тверской бульвар, Спиридоновку, прилегающие переулки.
Экскурсия «Рукописи не горят» с посещением дома Пашкова длится два часа. Начинается она с музея «Булгаковский дом», где посетителей знакомят с личностью писателя, затем группа отправляется в дом Пашкова, где по пути им встречаются знаковые места, и в конце экскурсии – замечательный рассказ в одном из исторических мест, которое также напрямую связано с творчеством писателя.
Экскурсия «Архитектурные сокровища Москвы: город Шехтеля» – два часа полного погружения в знакомство с личностью Федора Осиповича, с его семьей и его творениями. В Москве 66 зданий выполнено по проектам Шехтеля. Гости смогут увидеть некоторые из них: особняки Дерожинской и Рябушинской, дома Смирнова и Морозовой, а также дом, в котором жила семья архитектора на Большой Садовой.
К стандартной экскурсии на трамвае регулярно добавляется посещение тайных комнат «Булгаковского дома». В одной из них находится посмертная маска писателя. Это также и «нехорошая квартира» – место, где жил сам писатель и где он поселил свиту из популярного романа «Мастер и Маргарита».
Ночная театрализованная экскурсия. Ночь вторая: «Шизофрения, как и было сказано»
Представьте, что было бы с вами, если бы вы стали участником событий романа «Мастер и Маргарита», которые происходили в Москве по воле Воланда и его неугомонной свиты? Помимо того, что вы столкнетесь с героями романа на улицах города, во время ночного путешествия по залам музея вы останетесь одни – без экскурсовода! Двери закрыты, и вы во власти вымышленных персонажей… Вот тут-то и начинается самое интересное!
Таким образом, передвижная электронная экспозиция «Трамвая 302-бис» расширила до пятого измерения музейно-художественную деятельность московского «Булгаковского дома». Благодаря мобильности «Трамвая 302-бис» увеличилось информационное пространство, связанное с Москвой конца XIX – XXI века. Экскурсоводам предоставлены уникальные возможности для создания экскурсионных программ, объединяющих разные области художественной деятельности. Увеличилась пропускная способность музея-театра, соединившая культурно-исторические ценности столицы с творческой жизнью выдающегося писателя Михаила Булгакова.