История

Дом 10 по Большой Садовой улице известен поклонникам романа «Мастер и Маргарита» как дом 302-бис, а москвоведам – как доходный дом эпохи модерна, или «Дом Пигит».

Он был построен в 1903-1904 годах на деньги табачного фабриканта, благотворителя и купца Ильи Пигита (в 1891 году тот основал табачную фабрику «Дукат» «Торгового дома И. Пигит и компания»). Проектировали дом в стиле модерн архитекторы Эдмунд Юдицкий и Антонин Милков (ему принадлежит  знаменитый парадный фасад, выходящий на Большую Садовую и насчитывающий пять этажей). Проездная арка в центральной части фасада ведет во двор-колодец, окруженный с трех сторон четырехэтажным корпусом.

Сам Илья Пигит тоже жил в построенном доме, занимая десятикомнатную квартиру № 5 на третьем этаже, окнами выходящую на Садовое. Именно в квартире Пигита в 1918 году, накануне покушения на Ленина, останавливалась Фанни Каплан, дружившая с племянницей Ильи Пигит Анной.

До революции квартиры дома арендовали довольно обеспеченные москвичи. В центральной, трехэтажной части дворового корпуса располагались мастерские художников. Так, квартиру-мастерскую № 38 арендовал меценат и редактор-издатель журнала «Золотое руно» Николай Рябушинский, но уже в 1910 году в этой мастерской начал работать художник Петр Кончаловский, пока в 1917 году не переехал в мастерскую № 40, в которой сначала Петр, а потом и его сын Михаил проработали до 1996 года. Сейчас в мастерской открыта мемориальная квартира Петра Кончаловского.

Мастерскую № 36 арендовал управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай фон Бооль.

Квартиру-мастерскую № 36 с 1937 года и до сих пор занимают представители династии скульпторов Рукавишниковых.

 

В 1918 году дом был национализирован и стал рабочей коммуной бывшей типографии Ивана Машистова. В 1920-е годы коммунальные квартиры дома заселялись рабочими, в первую очередь сотрудниками московских типографий, а также работниками фабрики «Дукат», продавцами, уборщиками, портнихами, слесарями и другими. В 1920 году мастерскую № 38 занял авангардный театральный художник Георгий Якулов.

 

В 1921 году в квартиру № 50 въехал Михаил Булгаков со своей женой Татьяной Лаппа. Здесь они прожили почти три года. Соседи по коммуналке стали прототипами многих характерных булгаковских персонажей: Анна Горячева известна всем читателям главного булгаковского романа, как Аннушка-чума, разлившая масло и погубившая тем самым Мишу Берлоза, типографские рабочие, запойные алкоголики, стали главными героями рассказа «Самогонное озеро», и даже соседка с маленьким сыном появилась в рассказе «Псалом». История самого дома 10 описана в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», а так ненавистная Булгакову квартира № 50 превратилась в «нехорошую» квартиру, куда въехал Воланд и его свита в романе «Мастер и Маргарита».

В 1924 году Булгаков ненадолго переехал в квартиру № 34, населенную более интеллигентной публикой, а потом уехал из дома Пигит.

 

После войны дом населяли самые разные жильцы. В1960-е годы начинается массовое расселение коммунальных квартир. С конца 1970-х годов расселенные коммуналки начали занимать различные учреждения. К 1986 году практически все коммунальные квартиры фасадной части дома оказались расселенными, и в уже ветхие от времени и бесхозяйственности свободные и никому не принадлежавшие помещения въехали музыканты, художники, хиппи. В нескольких квартирах, в том числе и в бывшей квартире Ильи Пигита № 5, они организовали сквот, что нашло отражение в нескольких арт-хаусных фильмах, снятых в 90е и двухтысячные годы (например, в фильме Артура Аристакисяна «Место на земле»).

В 2004 году усилиями булгаковедов и неравнодушных меценатов в помещении бывшей жилконторы, на первом этаже Дома Пигит, был открыт «Булгаковский Дом», первый московский музей, посвященный творчеству М.А. Булгакова, а в 2007 году прямо под музеем был открыт Театр имени М.А. Булгакова.